Война доктора Сьюза

Немец Теодор Зойс Гайзель, известный как американский писатель Доктор Сьюз, написал более 60 книг и считается самым продаваемым детским автором на английском языке. Его книга «Кот в шляпе» стала настоящим хитом в США, а в мире хорошо знают его мультипликационных персонажей Гринча-похитителя Рождества и лесного духа Лоракса. Однако в биографии художника, писателя, поэта, издателя и мультипликатора была не только детская литература.

Тео Гайзель, родившийся в 1904 году в Спрингфилде, штат Массачусетс, был потомком немецких эмигрантов, занимавшихся пивоварением. Увы, этот достопочтенный семейный бизнес рухнул вместе с принятием «сухого закона», и мальчик фактически рос в зоопарке, директором которого стал его отец. Животные и рисование стали двумя страстями Теодора, которые в итоге в зрелом возрасте окончательно победили все попытки построить жизнь по традиционной схеме. Молодой Гайзель окончил престижный Дартмутский колледж, поступил в Оксфорд, но вскоре забросил его и стал зарабатывать на жизнь как рекламный художник и политический карикатурист.

Гитлер-таксидермист. Карикатура от 25 июня 1941 года: фюрер тащит в свою коллекцию упирающегося русского тигра, и пока не понятно, кто станет чучелом
Гитлер-таксидермист. Карикатура от 25 июня 1941 года: фюрер тащит в свою коллекцию упирающегося русского тигра, и пока не понятно, кто станет чучелом
Read more...Collapse )

Зарождение казачества

Юрка Пряник

До сих пор среди исследователей не утихают споры о том, кем же являются казаки — бравые воины колоритной внешности, с юных лет мастерски владеющие саблей и ловко управляющие конём. Были ли они славянами, или же это обрусевшие представители восточных народов? Являются ли они самостоятельным субэтносом, или их общность основана на культурных и социальных признаках? Попробуем разобраться в этих вопросах, а также найти ранние упоминания о казаках в письменных источниках.

Теории и гипотезы

Существует несколько теорий о происхождении казачества. Первая, самая романтическая, возникла в XVIII веке, по всей видимости, в среде казацкой старшины. Она гласит, что казаки — прямые потомки хазар, создавших некогда могущественный Хазарский каганат. В основе такого взгляда лежала схожесть названий «козаки» и «козары». В научной среде эта теория не закрепилась, но она наглядно показывает стремление казаков выставить себя отдельным сословием, не имеющим ничего общего с украинским крестьянством.

Вторая теория, популярная на рубеже XIX и XX веков, также подчёркивает обособленность украинских казаков и выводит их происхождение от бродников или берладников — этнически смешанного населения причерноморских и приазовских степей, жившего преимущественно в низовьях Днестра, Днепра и Дона.

Запорожские казаки на цветной литографии Александра Ригельмана.epodreczniki.pl
Запорожские казаки на цветной литографии Александра Ригельмана. epodreczniki.pl
Read more...Collapse )

Пинап и химзащита

Первая мировая война с её техническими новинками предопределила направления подготовки к будущим конфликтам. Мало кто сомневался, что ужасные газовые атаки повторятся вновь в ходе надвигающейся Второй мировой войны. Большинство ведущих армий мира уделяли немало внимания химической защите. И наглядная агитация играла в этом не последнюю роль.

Американцы на европейских полях сражений Первой мировой тоже успели «нюхнуть газку», поэтому решили доходчиво объяснить солдатам, что чем пахнет и какие в каждом случае стоит предпринимать действия. Изданные во второй половине 1944 года ВВС США «противохимические» плакаты можно назвать настоящими шедеврами. Во-первых, они были сделаны в форме календарей на квартал, во-вторых — несомненно поднимали боевой дух бравых авиаторов.

Read more...Collapse )

Антивоенный самородок со свалки истории

Юрий Костузик

В 1991 году, на самом излёте СССР, на экраны вышел фильм «Нога» — киноадаптация рассказа Уильяма Фолкнера, в которой от первоисточника остались лишь общие черты сюжета. Картина, снятая группой дебютантов, оказалась одним из лучших советских антивоенных фильмов, но сегодня о ней помнят лишь профессиональные киноведы. Как так случилось, что о талантливо снятом фильме попросту забыли?

Выкапываем из кучи киномусора, снятого на излёте СССР, «Ногу» Никиты Тягунова — без пяти минут антивоенный шедевр с Иваном Охлобыстиным в главной роли

Беспощадный артхаус перестройки

1991-й выдался, конечно, тем ещё годом. Огромная страна, занимавшая шестую часть суши, готова была взорваться в любую минуту. Кто-то пользовался моментом, давая волю своим амбициям, кто-то, не отрываясь, глядел в телевизор в ожидании «Лебединого озера» — непременного советского глашатая событий особой важности. Кто-то снимал кино — режимы приходят и уходят, а зрелища нужны всегда. 

Read more...Collapse )

Блеклые краски и яркие сюжеты

Участие Японии во Второй мировой войне и предвоенных конфликтах с соседями вряд ли кто-то может отнести к весёлым темам. Но всё это время в Стране восходящего солнца действовала пропагандистская машина, производившая тысячи наименований печатной продукции, адресованных совершенно разным группам людей.

Этот культурный пласт — открытки, плакаты, книги, афиши — по сей день остаётся малоизвестным для представителей западной цивилизации. Меж тем в изображениях, отпечатанных блеклой краской на плохой бумаге, кроются ценные свидетельства эпохи. Сегодняшние «Весёлые картинки» посвящены японским почтовым карточкам 30–40-х годов, так или иначе затрагивающим военную тематику.

Японские солдаты осматривают подбитый на Халхин-Голе советский танк БТ

Read more...Collapse )

Последний век живых танков

В античном мире боевые слоны были достаточно привычным видом тяжёлого оружия, хотя по ряду причин так и не получили широкого распространения. Главной областью применения крупнейших наземных животных в роли своеобразных «живых танков» была Индия, где в изобилии водились хорошо поддающиеся дрессировке азиатские слоны. Через Персию и Мессопотамию боевые слоны попали в Средиземноморье, где использовались полководцами различных эллинистических государств, Карфагена, Эпира и Рима. На Востоке элефантерия усилила ряды армий Китая и государств Юго-Восточной Азии.

С ходом времени в связи с развитием тактики, а также с исчезновением в этих краях слонов из дикой природы их военное значение в Средиземноморье снизилось. В восточных странах, где поголовье слонов было большим, а местность во многих регионах оказалась благоприятна для их боевого применения, четвероногие гиганты продержались в армиях гораздо дольше. Только массовое распространение огнестрельного оружия, и в особенности артиллерии, привело к постепенному исчезновению слонов с поля боя. Ко второй половине XIX века военные использовали их, преимущественно, как вьючных или гужевых животных.

Но попытки использовать проверенных веками исполинов в бою не прекращались. Неудержимый полёт военной мысли приводил к тому, что на спинах животных появлялись даже станковые пулемёты. В конечном счёте здравый смысл взял своё — ведь огромный и не особо проворный слон является превосходной мишенью для любого мало-мальски подготовленного стрелка. Но физической силе могучего животного даже в XX веке военные без труда находили применение. В этом фотообзоре предлагаем вам 15 фотографий, иллюстрирующих боевой путь слонов на излёте их армейской карьеры со второй половины XIX до 70-х годов XX века.

Read more...Collapse )

Украшение военных парадов

Военные парады, как известно, должны демонстрировать военную мощь государства его гражданам, а также союзникам и вероятному противнику за рубежом. Суровые мужественные солдаты и грозная военная техника неплохо справляются с этой задачей, и потому традиция проведения парадов широко распространена в современных армиях.

Но, помимо пропагандистских задач, демонстрация военной силы несёт в себе и определённое эстетическое содержание. Парады должны быть красивыми — не случайно военнослужащие для участия в них имеют специальную парадную форму. В армиях многих стран мира к участию в военных парадах привлекаются и женщины, как в составе своих штатных подразделений, где они часто служат наравне с мужчинами, так и в форме специально создающихся по случаю женских парадных расчётов. Стремление к прекрасному, естественно, присуще и военным, что иногда приводит к курьёзам. Например, при подготовке к параду 3 сентября 2015 года, посвящённому 70-летию окончания Второй мировой войны, внимательные китайские зрители обнаружили в парадных расчётах профессиональных моделей.

Read more...Collapse )

Русский лубок и японское дерево

Когда в 1904 году на Дальнем Востоке вспыхнула война между двумя империями, — Российской и Японской, — казалось, что между воюющими государствами и их армиями очень мало общего. Однако военная пропаганда противников свидетельствует, что сходство между ними было немалым.

Функцию информирования малограмотного населения и формирования общественного мнения в обеих странах выполняла граничащая с примитивизмом графика. Именно здесь и оказалось, что черты русского лубка и традиционной японской цветной ксилографии в значительной мере схожи. Кроме того, оказалось, что пропагандистских сюжетов об успешных боях с превосходящим противником, о случаях самопожертвования героев или, наоборот, коварстве врага, не так уж и много.

Мы собрали небольшую подборку похожих друг на друга русских лубочных картинок и традиционных японских ксилогравюр, выполненных в виде триптиха.

Бои за пушки

Японский вариант
Русский вариант
Read more...Collapse )

Космический линкор «Ямато»

Алексей Лесин

Могучий суперлинкор, оснащённый сверхмощным оружием, в одиночку ведёт бой с армадой вражеских кораблей и самолётов. На борту «Ямато» (а это именно он) находится команда добровольцев, отправившаяся в самоубийственный поход с минимальными шансами на успех. Это не историческая хроника 1945 года, а краткий пересказ сюжета японской фантастической саги. Действие происходит в 2199 году, а линкор «Ямато» запущен в космос. Как эта история стала классикой мировой фантастики?

Read more...Collapse )

Удар ниже пояса

В обеих мировых войнах XX столетия в США и Великобритании широко использовалось понятие Home Front — «домашний», или «внутренний», фронт. Подразумевалось, что оставшиеся в тылу члены общества будут вести себя как на фронте и делать всё для приближения победы — с максимальной отдачей работать на оборонных предприятиях, исправно платить налоги и подписываться на денежные займы, экономить топливо, продовольствие и прочие ресурсы, бороться с вражеским шпионажем и пропагандой.

Лицом «домашнего фронта» были, конечно, домохозяйки — на тысячах плакатов женщины с улыбкой на лице боролись с ненавистным врагом, вселяя уверенность и в солдат на фронте. Естественно, этот самый ненавистный враг стремился поселить в душах американцев и англичан сомнения, и на их позиции обрушилась контрпропаганда, рассказывающая о том, чем на самом деле, якобы, занимаются «воины домашнего фронта», и апеллирующая, прежде всего, к одному из самых примитивных чувств — ревности.

Мужская ревность на службе у немецкой пропаганды периода Второй мировой войны

С помощью плакатов и открыток, отпечатанных ведомством Геббельса, солдату внушалось, что пока он гниёт в окопах или погибает в атаке, его женщиной пользуется тот, кто сумел увильнуть от военной службы, или тыловой офицер, или солдат союзной армии. Безусловно, в таком же ключе действовали и пропагандисты других армий — японские открытки подобного содержания сыпались на австралийцев, советские — на немцев, итальянцы пытались воздействовать на французов. Это обширный пласт военной пропаганды, здесь попробуем взглянуть на его маленький уголок — немецкие открытки, «нацеленные» на англоязычных солдат.

Read more...Collapse )