Category:

Художник для маршалов и рядовых

Алексей Лесин

Среди художников, которых сделала известными Первая мировая война, выделяются молодые авторы, дерзкие и передовые – такие как англичане Пол Нэш и Кристофер Невинсон, немец Отто Дикс. Но были и живописцы, пришедшие на войну уже зрелыми сложившимися мастерами со своим стилем. Их ярким представителем является известный британский портретист Вильям Орпен – при жизни он считался звездой салонной живописи, но остался в памяти потомков летописцем Первой мировой.

Портрет канадского аса (28 побед) лейтенанта Реджинальда Хойджа
Портрет канадского аса (28 побед) лейтенанта Реджинальда Хойджа

Вильям Орпен родился в 1878 году в пригороде Дублина, его детские годы прошли в богатой (отец был авторитетным юристом) и дружной семье. Родители и другие близкие родственники мальчика увлекались искусством, у Вильяма в самом раннем возрасте проявились таланты художника. Орпен учился в художественных школах Дублина и Лондона, в 1899 году начал выставлять свои картины.

Орпен быстро стал преуспевающим живописцем. Он не увлекался популярным в начале ХХ века модернизмом и создавал приятные глазу академичные «салонные» картины – впрочем, безупречные по мастерству исполнения. Большим спросом среди высшего общества и богемы пользовались его портреты. Накануне Первой мировой войны Орпен внес немалый вклад в развитие искусства Ирландии, работая преподавателем в одной из своих альма-матер – Дублинской городской школе живописи.

Майор Вильям Орпен – официальный военный художникИсточник: iwm.org.uk
Майор Вильям Орпен – официальный военный художникИсточник: iwm.org.uk

В начале Первой мировой войны Вильям Орпен не продемонстрировал большого патриотического порыва и лишь в 1916 году некоторое время служил писарем в Лондоне. Тем не менее, он увлекся идеей стать официальным военным художником и искал протекции в самых высоких кругах вплоть до командующего Британскими экспедиционными силами во Франции фельдмаршала Дугласа Хейга. Обширные связи и влиятельные знакомства Орпена не могли не сыграть свою роль, и в январе 1917 года он получил желаемую должность. При этом Орпен де-факто не подчинялся Министерству информации, что явно нарушало сложившийся порядок.

Положение Вильяма Орпена заметно отличалось от положения других официальных военных художников (например, его младших коллег Пола Нэша и Кристофера Невинсона). Если другие авторы появлялись на фронте турами (примерно месячной продолжительности) и, как правило, командировались в определенные места, то Орпен постоянно находился при штабе фельдмаршала Хейга, играя роль своего рода придворного живописца командующего. Это давало художнику возможность не только вращаться в высших кругах командования союзных войск на Западном фронте, но и почти свободно посещать различные части и встречаться с широким кругом людей.

Орпен провел на Западном фронте почти весь 1917 год. Он активно работал в роли портретиста, изображая преимущественно «сильных мира сего» – Хейга, Фоша, британских генералов. При всей своей «парадности» эти портреты демонстрируют высокое мастерство художника и удачно передают натуры портретируемых. Большой интерес в серии портретов, созданных Орпеном, представляют образы летчиков – командующего Королевским летным корпусом генерал-майора Хью Тренчарда, асов-истребителей Реджинальда Хойджа, Артура Рис-Дэвиса и других.

Портрет командующего Британскими экспедиционными силами во Франции фельдмаршала Дугласа Хейга
Портрет командующего Британскими экспедиционными силами во Франции фельдмаршала Дугласа Хейга
Портрет французского маршала Фердинанда Фоша
Портрет французского маршала Фердинанда Фоша
Портрет командующего 2-й британской армией генерала Герберта Пламера
Портрет командующего 2-й британской армией генерала Герберта Пламера
Портрет главного контролера Женского вспомогательного корпуса во Франции Хелен Гвинн-Воган
Портрет главного контролера Женского вспомогательного корпуса во Франции Хелен Гвинн-Воган
Портрет летчика флайт-сержанта Вильяма Беннетта
Портрет летчика флайт-сержанта Вильяма Беннетта

По мнению многих ценителей британского искусства, самым интересным и художественно ценным портретом, созданным Вильямом Орпеном в 1917 году, является его автопортрет под названием «К старту готов!» Художник изобразил себя в непринужденном виде, используя оригинальную композицию – отражение в зеркале. Автопортрет удачно передает несколько противоречивый статус его создателя на войне – не настоящего фронтовика, а своего рода «туриста». В коллекции Британского военного музея, где хранится эта картина, она характеризуется так:

Это замечательно искренний автопортрет, он передает художественную атмосферу цвета, света, текстуры, модели и социальную атмосферу алкоголя и чувственности, которая окружала Орпена во время его пребывания во Франции.
Автопортрет «К старту готов!» показывает художника во вполне уютном и комфортабельном гостиничном номере
Автопортрет «К старту готов!» показывает художника во вполне уютном и комфортабельном гостиничном номере

Велик соблазн представить Орпена «тыловой крысой», которая обитала в штабах, не подвергала свою жизнь опасности и ничего не знала о судьбах простых солдат, но это было бы несправедливо. В 1917 и 1918 годах он активно путешествовал по линии фронта, посетив немало мест на Сомме и Ипре, где вела бои британская армия. Он рисовал простых солдат и боевых офицеров, фиксировал на бумаге фронтовые пейзажи. Рисунки и картины Орпена лишены мрачного и гнетущего колорита, характерного для многих художников Первой мировой, но они демонстрируют внимание автора к деталям и уважение к фронтовикам. Официальное издание Имперского военного музея «Живопись Первой мировой войны» пишет:

Орпен испытывал глубокое сочувствие к боевым солдатам, его изображения контуженных и травмированных бойцов являются одними из самых трогательных рисунков Первой мировой войны.
«Человек с сигаретой»
«Человек с сигаретой»
«Взорванный
«Взорванный
«Мертвые немцы в окопе»
«Мертвые немцы в окопе»
«Тьепеваль»
«Тьепеваль»
«Несут раненого «томми»
«Несут раненого «томми»
«Пуалю» и «томи»
«Пуалю» и «томи»
«Зоннебеке». Картина в нехарактерном для Орпена стиле, заставляющая вспомнить страшные фронтовые пейзажи Пола Нэша
«Зоннебеке». Картина в нехарактерном для Орпена стиле, заставляющая вспомнить страшные фронтовые пейзажи Пола Нэша

Интересной чертой творчества Орпена времён войны является то, что немаловажную роль в нём играли изображения местных жителей. Более того, с этим была связана трагикомическая интрига. В конце 1917 года Орпен завязал отношения с молодой француженкой Ивонн Абик и написал её портрет, который зачем-то назвал «Шпионка». Военная цензура не оценила юмора, художника всерьез обвинили в связи с возможным вражеским агентом, и началось служебное расследование. Будучи артистической натурой, Орпен подлил в огонь масла – выдумал фантастическую историю о шпионских похождениях Ивонн и сообщил её следствию. Дело могло принять серьезный оборот, но обширные связи и влиятельные знакомые Орпена сыграли свою роль – ни он сам, ни его любовница не пострадали.

После скандала портрет Ивонн Абик пришлось переименовать из «Шпионки» в «Беженку»
После скандала портрет Ивонн Абик пришлось переименовать из «Шпионки» в «Беженку»

Другие работы, запечатлевшие местных жителей, были гораздо более серьезными. Орпен рисовал внешне невинные отношения английских солдат и француженок, любопытные сценки из тылового быта. Нашлось в его творчестве место и для бедствий войны. Много шума в 1918 году наделала его картина «Безумная женщина из Дуэ», запечатлевшая француженку, изнасилованную отступавшими немецкими солдатами. Немалую художественную ценность имеет полотно «Урожай 1918 года» – своеобразный эпилог войны, несколько прямолинейный в своем символизме, но оставляющий сильное впечатление.

«Урожай 1918 года»
«Урожай 1918 года»
«Пока!»
«Пока!»
«Адам и Ева в Перонне»
«Адам и Ева в Перонне»
«Бомбежка. Ночь»
«Бомбежка. Ночь»
«Безумная женщина из Дуэ»
«Безумная женщина из Дуэ»

1918 год стал зенитом славы Вильяма Орпена. В мае в Лондоне открылась его авторская выставка, имевшая огромный успех. Затем выставки прошли в других британских городах, а также в США. Король Георг V сделал художника рыцарем-командором Ордена Британской империи, а тот в ответ передал свои картины в дар создаваемому Имперскому военному музею.

В 1919 году Орпен получил престижный и денежный заказ на создание картин, посвященных мирной конференции в Версале. Художник написал серию портретов политиков и высокопоставленных военных, а итогом его труда стали два больших полотна: «Мирная конференция на набережной Орсэ» и «Подписание мира в Зеркальном зале». Это весьма консервативные групповые портреты, интересные, главным образом, как исторические документы. Однако критики отмечают любопытные художественные решения, благодаря которым президенты и премьер-министры выглядят мелкими и незначительными на фоне грандиозных дворцовых интерьеров.

«Мирная конференция на набережной Орсэ»
«Мирная конференция на набережной Орсэ»
«Подписание мира в Зеркальном зале»
«Подписание мира в Зеркальном зале»

Неожиданно драматичной оказалась судьба третьей картины цикла, получившей название «Неизвестному британскому солдату во Франции». Изначально Орпен работал над картиной как над очередным групповым портретом, посвященным церемонии переноса тела Неизвестного солдата из Франции в Великобританию. Потом он радикально изменил концепцию картины, закрасил все портреты и создал довольно экстравагантное символистское полотно. У гроба Неизвестного солдата были изображены две стоящие полуобнаженные фигуры (скопированные с портрета контуженного фронтовика «Взорванный»), помимо этого, на холсте имелась зловещая надпись:

После всех переговоров и дискуссий, перемирия и мира, единственным ощутимым результатом является этот оборванный безработный солдат и Смерть.

В новом виде картина выражала разочарование автора итогами войны и его желание подчеркнуть бедствия и страдания простых фронтовиков, однако выбранные для этого художественные образы оказались слишком сложными и непонятными публике. Работа, выставленная в 1923 году, подверглась жестокой критике и получила резко негативные отзывы. После этого полотно «Неизвестному британскому солдату во Франции» хранилось в мастерской Орпена, и лишь в 1928 году Имперский военный музей согласился принять его. Автор закрасил спорные детали, сконцентрировав всё внимание зрителя на гробе Неизвестного солдата, покрытом британским флагом – так картина приняла свой окончательный вид.

«Неизвестному британскому солдату во Франции»
«Неизвестному британскому солдату во Франции»

За исключением вышеописанной скандальной истории, после окончания Первой мировой войны Вильям Орпен вёл привычную для него жизнь богатого и популярного художника высшего света. Он по-прежнему специализировался на портретах влиятельных заказчиков и достиг в этом немалых успехов. В 1931 году жизнь Орпена скоропостижно прервалась из-за тяжелой болезни. В последующие десятилетия его репутация стала весьма противоречивой – как салонный портретист он был почти забыт из-за консервативности и старомодного академизма своих работ, но остался в памяти потомков летописцем Первой мировой войны, запечатлевшим её участников от маршала до рядового.

Другие обзоры творчества художников Первой мировой:
«Пути славы ведут к смерти»
«Мы создаём новый мир»
«Война» Отто Дикса

Картины, приведенные в этой статье, принадлежат коллекции Имперского военного музея (iwm.org.uk)

Источники:

  1. https://artuk.org/ (официальный электронный каталог «Искусство Великобритании»)
  2. http://www.gac.culture.gov.uk/ (официальный сайт коллекции искусства правительства Великобритании)
  3. http://www.iwm.org.uk (официальный сайт Имперского военного музея)
  4. http://www.tate.org.uk (официальный сайт галереи Тейт)
  5. «Art from the First World War» – London, IWM, 2014

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic